Высокая доля европейского импорта в структуре отечественного рынка комплектующих для производства ПВХ-окон долгие годы позволяла оконным компаниям выпускать продукцию высокого качества и поддерживать достаточную маржинальность. Не секрет, что производств оконной фурнитуры, монтажных материалов, комплектующих для сборки стеклопакетов на территории России не много, в основном они завозятся в страну, в том числе из стран Запада.
На частый вопрос: «Что будет если…?», и в целом – несет ли риски для российского рынка окон текущий экономический конфликт, как реагирует на кризис самый крупный оператор рынка оконных комплектующих, в интервью tybet.ru® ответил и рассказал генеральный директор ЗАО «ТБМ», Виктор Феликсович Тренев.
Виктор Феликсович, Ваша компания считается барометром рынка оконных конструкций – как дела в «ТБМ», так и на рынке. Как дела в «ТБМ» в этом году?
– Дела в «ТБМ» такие, как мы и предполагали – определенное падение оборота на всех наших традиционных рынках: фурнитуры, комплектующих для стеклопакетов, монтажных материалов и комплектующих для монтажа. Но я бы не сказал, что это неожиданно – такую тенденцию мы замечаем на протяжении 2-х лет. По разным оценкам разных кластеров оконного рынка, падение находится в пределах от 5 до 15%. В последние 3 месяца ситуация, на мой взгляд, стабильна, падения физических объемов не происходит, оно закрепилось на базе, примерно, от 7 до 12%.
Что касается прошлого 2013 года, падение тоже было, но немного меньше, чем в этом году. Аналитики, предвидевшие негативный тренд, были правы, и в какой-то степени ситуация усугубилась общей политической экономической обстановкой. Я думаю, нам следует быть готовыми, что, по меньшей мере, пару лет рынок будет продолжать падение. Не могу поддержать оценки -15, -20, -25%. Это возможно лишь в сегментах с очень сильной конкуренцией и сильным ценовым демпингом, но в целом тенденцию падения я оценил выше: от 7 до 12% падения физических объемов.
На чем сегодня зарабатывают игроки рынка? Тренд по-прежнему на дешевое и простое?
– На мой взгляд, тренда два. Часть игроков рынка пытаются зарабатывать на дешевых продуктах. Их доля растет и у нас, но тут ничего не поделаешь, мы против тренда играть не собираемся и предлагаем то, что нужно нашему клиенту. Мы не уходим с рынка дешевых комплектующих, потому что понимаем – нам нужно обеспечивать рабочие места и зарплаты. В то же время мы прекрасно осознаем, что есть ряд интересных, дорогих продуктов, доля которых на рынке окон не столь велика (как нам всем бы хотелось), тем не менее, спрос на них сегодня тоже есть. Я говорю о дорогих подоконниках, оконной и дверной фурнитуре, специальных стеклах с высокой теплоизоляцией и другими свойствами, которые делают наши партнеры, например, «Эй Джи Си» (AGC). Главная задача «ТБМ» – помочь нашим клиентам осуществлять продажи во всех секторах рынка. Если клиент хочет развивать дорогие серии окна, мы всегда ему в этом поможем.
Все это говорит о том, что у некоторых игроков рынка, диверсифицирующих свои продажи на дорогие и дешевые продукты, есть возможность улучшать свою маржинальность. При этом разумные игроки остаются в рамках определенных технических норм. Безответственные игроки, работают с комплектующими, не отвечающими никаким техническим параметрам. Это, например, может касаться молекулярного сита, куда от нагревания добавляют специальные вещества, а на самом деле абсорбирующими свойствами этот продукт не обладает. Такого продукта на рынке уже около 10%, есть и другие примеры.
Кто выиграет, покажет рынок и время. Я думаю, в конкурентной борьбе выиграют первые, потому что, рекламации, отзывы клиентов будут играть свою роль. Я в этом уверен.
Какое влияние, на Ваш взгляд, оказывает на рынок СПК политическая и экономическая обстановка в стране?
– Прежде всего, на наш рынок влияет недостаток финансирования во всех его кластерах. На первичный рынок пока все это действует не так сильно – проекты, которые были запущены раньше, скорее всего, закончат. Если наше государство сумеет профинансировать новое строительство, первичный рынок не пострадает. Но я думаю, что денег на все не хватит, в перспективе 2-3-х лет пострадает и он.
Что касается частного рынка, Вы сами знаете: на 20-25% падает автомобильный рынок, люди тратят деньги на дорожающие продукты, и кто хотел поменять окна, отложит это на более благоприятные времена. Влияние международной экономической обстановки мы почувствуем, скорее всего, уже в следующем году.
Многих сегодня беспокоят вопросы: «А что, если запретят европейские комплектующие, оборудование, сырье?». Самое неприятное, что может произойти для вас как участников рынка?
– Кошмары, конечно, теоретически представить можно, например, эмбарго на ввоз фурнитуры или каких-то комплектующих, или сырья… Но я смотрю на вещи оптимистично и нахожу все это крайне маловероятным. Что толку от переживаний? Мы должны действовать спокойно в русле сложившихся обстоятельств. Например, недавно были переговоры с одним из наших важнейших поставщиков, я спросил у директора: «Ну что будет, если введут эмбарго на ввоз фурнитуры?». Он говорит: «Перевезем часть станков и будем производить фурнитуру здесь». Поэтому, даже при самом неблагоприятном развитии событий в целом рынок окон без фурнитуры не останется. Он может сжаться, могут возникнуть проблемы, но стратегически рынок не остановится.
У меня уже были истории, когда мы напугались и приняли не совсем верные решения. Мы сокращали филиалы, уволили достаточно большое количество людей. Сегодня мы так не поступаем. У «ТБМ» большой запас прочности, наверное, самый большой среди всех наших конкурентов. Если начнут страдать торговые компании, «ТБМ» пострадает в последнюю очередь. А дальше решим, что нам делать.
Какие настроения у ваших западных поставщиков, как раз у тех, кто не имеет возможности быстро перевезти производство в Россию?
– На этот вопрос смогу ответить позже. В ноябре-декабре мы будем встречаться и вести переговоры со всеми нашими партнерами. Пока были беседы лишь с некоторыми из них – они беспокоились. Речь шла о подоконниках, но никакого эмбарго на подоконники и продукцию из прессованного МДФ, я думаю, не будет.
Вопрос просветительского характера: есть ли на рынке окон продукты, подпадающие под категорию товаров двойного назначения?
– У нас был лишь один намек на полимер, который используется для производства полисульфидного герметика, как на продукт двойного назначения. Но у нас в Казани есть производитель этого полимера и, в частности, наше совместное предприятие «Кадмар Рус» работает именно на нем. С другой стороны, мы также пользуемся поставками от фирмы BASF из Германии, если и будут введены какие-то ограничения, мы просто станем покупать этот продукт в России. Сведений о других продуктах у нас не было.
Допускаете ли Вы, что в продажах «ТБМ» сократится доля европейских продуктов, и возрастет доля турецких, китайских, возможно, российских?
– Если ограничения коснутся европейских товаров, предназначенных для оконного рынка, мы всегда имеем возможность купить этот продукт в Турции или где-то еще. При этом все должны понимать, что продукт этот будет несколько отличаться.
Но и до сегодняшнего дня доли относительно дешевых поставщиков росли, что обычно бывает в периоды кризисов. Когда покупательская способность населения снижается, то значительная часть компаний пытается экономить на издержках, а для производителей ПВХ-окон главное – себестоимость, самую большую долю в которой занимают комплектующие. Предложить окно по конкурентоспособной цене – нормально и правильно. Другой вопрос – качество. Поэтому, я считаю, просто необходимо поставить ограничения с точки зрения технического регулирования. Работу по созданию системы техрегулирования мы сейчас проводим в НОДОФ (прим. tybet.ru – Национальное объединение Двери Окна Фасады), оказывая помощь нашему рынку и государству, чтобы продукты с низкими техническими характеристиками на российский рынок оконных конструкций не попадали.
А что происходит на границах страны? Есть какие-то трудности на таможне?
– Мы пока проблем не почувствовали, хотя достоверно известно, что у таможни есть планы дособирать на границе какие-то дополнительные налоги. К сожалению, некоторые члены АПП (прим. tybet.ru – Ассоциация продавцов и производителей оконной и дверной фурнитуры), наши партнеры уже имеют на таможне определенные трудности. В этой связи мы проводим, и будем проводить дальнейшую работу по защите их интересов, поскольку, по нашим сведениям, требования к ним не обоснованы.
Партнеры «ТБМ», обслуживающие нас на таможне, говорят, что трудности есть у ряда импортеров. Мы к этому подготовились соответствующим образом: оформили все сведения о стоимости товаров, экспортные декларации и другие необходимые документы, поэтому к нам вопросов не возникает. Я рекомендую так поступать всем участникам ВЭД – готовить и предъявлять документы в полном объеме. Если же вопросы все-таки будут, я считаю, мы должны защищать свои интересы в судах. Делаем мы это эффективно, в том числе через отраслевые ассоциации.
Государство здесь идет легким путем, выпадающие доходы пытаются компенсировать через добросовестных официальных участников рынка, которые видны, которые никуда не прячутся, и платят все сборы. Вместо борьбы с «серым» и «черным» импортом, выявить который проблематично, таможня занимается нами. Поэтому я считаю, нашим ассоциациям необходимо взаимодействовать с таможней, направить ее усилия на тех, кто пытается обходить законы. Такие возможности у нас есть, и есть определенные успехи.
Что происходит с ценами при таких-то валютных курсах? Какой курс прогнозируете до конца 2014 года и в 2015-м? Не волнуетесь, что фиксированный курс «ТБМ» перейдет в такой же скользящий?
– По импортным продуктам мы ориентируемся на курсы ЦБ. Если продукт рублевый – таких у нас в обороте уже достаточное количество, – то никаких изменений цены не происходит. Если же продукт из еврозоны – таких у нас пока еще больше половины, – то мы вынуждены ориентироваться на курс ЦБ, фиксируя его для клиентов на определенный период времени, обычно, на месяц, но сейчас вынуждены его менять чаще. При этом рублевая цена растет не так быстро, и не колеблется, как курс 5-6% в течение месяца. Это помогает нашим клиентам уходить от излишних рисков, особенно в случаях тендеров и объектовых заказов.
Я думаю, в дальнейшем цены на товары из еврозоны будут только расти. На следующий год для расчетов берем курс в районе 50, а там посмотрим.
Вы уже немного сказали о прошлом кризисе и тех решениях, которые тогда принимались. Как будет реагировать «ТБМ» на кризис 2014-го года и его возможные последствия?
– Это уже третий кризис, который в своей истории переживает наша компания. Мы имеем как положительный, так и отрицательный опыт. Во время первого кризиса – август 1998 – мы были еще молодыми и бесшабашными, действовали интуитивно, но, как оказалось потом, правильно. В тот момент мы стали развивать сети, открывать филиалы, рассчитались со всеми долгами перед поставщиками. Рынок тогда сжался, тем не менее, мы вышли из кризиса окрепшими и создали основу для дальнейшего роста.
Второй кризис, спустя 10 лет, не то чтобы испугал, но мы подумали, что если не сократим часть людей, то потеряем, возможно, всю фирму. В тот период «ТБМ» сократил 25% сотрудников, закрыл около 10 филиалов. Казалось, мы не могли поступать по-другому, потому что в тот момент мы были другой компанией.
Сегодня, имея опыт, мы на многое смотрим иначе. Да, нужно сокращать издержки, но мы не станем брать ножницы и «вырезать» филиалы, увольнять коллектив. Мы занимаемся, прежде всего, процессами, и при правильной организации у нас освобождаются лишние площади, операции, транспортировка, склады, также и люди, теперь мы их не увольняем, а перенаправляем в новые сферы нашей деятельности.
«ТБМ» работает не только на рынке оконной фурнитуры, но и на многих других направлениях – это: двери, лаки и краски, мебель, алюминиевые системы. Мы начинаем более тщательно заниматься этими рынками, в том числе, «переключаем» на них наших сотрудников. Кроме того, принимаем в компанию новых людей на разные проекты, полагаем, они помогут нам стать еще стабильней и устойчивей.
Также мы прекрасно понимаем, что сокращение оборота на традиционных рынках, мы полностью не компенсируем, однако, значительную его часть мы компенсировать обязаны и, скорее всего, это нам удастся. Думаю, диверсификация поможет нам выстоять, и через несколько лет мы станем иной компанией: не будем, как сегодня, на 80% зависеть от рынка ПВХ-окон и стеклопакетов. Эта доля может снизиться, допустим, до 60%, при этом мы будем представлены на разных рынках, будем работать, усиливать качество наших поставок и сервиса.
Источник: оконный портал tybet.ru®
Ожидайте нашего звонка.